Байкал далекий и прекрасный
По Транссибу
Три года мы собирались, чтобы съездить на жемчужину России - озеро Байкал. Ведь Байкал – межгорная котловина, в нём сосредоточена пятая часть мировых запасов пресной воды. Байкал- это и здравница, и самый глубокий пресный водоём, и обладатель редкой водной флоры и фауны. И вот 27 июля отправились из Екатеринбурга поездом в Иркутскую область. Стоял тихий июльский вечер. В привокзальном кафе играла музыка, мы наслаждались вечерним закатом, были в ожидании и в предвкушении предстоящей поездки. С нами в купе компанию составили курсанты-монголы из института МВД г. Екатеринбурга. С ними мы быстро нашли общий язык. Курсанты оказались разговорчивыми, хорошо говорили по-русски и эрудированны по многим вопросам истории России, науки, техники.
Быстро пролетела ночь и вот мы уже проехали Тюмень. За окнами мелькала сибирская равнина с полями и пролесками. Уральская тайга сменилась березовыми рощами. На полях повсюду копны свежего сена: сенокосная пора в разгаре. За окном мелькают станции и полустанки со знакомыми названиями Ялуторовск, Вагай, Голышманово, Ишим… Западная часть Омской области представляет заболоченную местность с многочисленными болотами и низменными местами наполненные водой. Мы на миг представили неимоверный труд строителей Транссиба, которые в тяжелейших условиях прокладывали рельсы в заболоченной местности. Сегодня Транссибирская магистраль работает в напряженном ритме. Поезда, благодаря всем службам, железнодорожников, идут в обоих направлениях с интервалом в пять минут. Это вам не станция Кушва, где один состав пройдет за час-два.
Чем дальше на восток, тем больше местность уже напоминала нашу европейскую равнину. Мелькают за окном поезда города -миллионники: Омск, Новосибирск, Красноярск…
Ночной вокзал Новосибирска красив. Десятки вокзальных огней и огни локомотивов стали украшением фотосьёмки. Проезжая по территории Новосибирской области, видим заброшенные поля на десятки километров. Когда- то здесь колосилась пшеница и рожь. Заброшены и колхозные строения: теплицы, скотные дворы, усадьбы сельских жителей. Все это последствия дикой «прихватизации» в 90-е годы. В вагон подсела группа школьниц из Новосибирска, которая едет на отдых на озеро Байкал.
Миновали Ачинск. Сменился пейзаж, пошли холмы и смешанные леса. Местность больше напоминала нашу уральскую. Красноярск покорил своим Енисеем и огромным мостом, перекинутым через полноводную реку. Красивы и горы вокруг Енисея, на склонах которых разбиты дачные участки горожан. На участках благоухают цветы, зеленеет картофель и другие овощи. По склонам гор растут высокие сосны, белеют стволы берез. Красноярский край богат лесом, вокруг поселков много леспромхозов и распаханных полей. В садах и огородах растет все. Здесь в Сибири любят выращивать подсолнух. Желтые их головки видны издалека почти на каждом дачном участке. На каждой станции замерли на постаментах трудяги-паровозы и электровозы, как память о труде железнодорожников во время постройки Транссиба и его освоении.
Мелькают леса и пролески, местами видны следы прошлогоднего пожара, заросли травы иван-чая растут по обе стороны Транссиба. Яркие макушки этой травы украшают безлюдный пейзаж сибирских просторов.
В Слюдянке
И вот мы в Слюдянке, конечной точке нашего маршрута по Транссибу. Прямо у вокзала плещутся волны «славного моря». Не терпится сделать первый пейзажный снимок и окунуться в его водах. Дождавшись, когда выглянет солнце из-под низких облаков, снимаем и снимаем местные окрестности, отдыхающих туристов и заброшенный причал. Как рассказали местные аборигены, с погодой нам еще повезло. Недавно прошел здесь дождь с крупным градом. Местные газеты сообщили на своих страницах об этом явлении, и привили факты разрушенных градом на дачных участках теплиц и побитой ботвы. На местном рынке идет бойкая торговля байкальским омулем, которого здесь хотя и стало меньше и на его ловлю наложен запрет, но интерес к нему у туристов не уменьшился, так же и к сувенирам местного производства. Сюда на берега «священного Байкала» устремляются туристы из Голландии, Чехии, Китая, Польши, Гонконга…
Мы обратили внимание, что в этом небольшом городке чтят историю родного края. На вокзале установлен бюст министра путей сообщения царской России с 1895 по 1905 годы Михаила Ивановича Хилкова, уроженца здешних мест. На здании вокзала укреплено несколько мемориальных досок, посвященных событиям 1918 года. В центре городка создан целый музейный комплекс, посвященный местным железнодорожникам. В этот комплекс вошли паровоз, семафор, водонапорная башня, мемориальные доски с фамилиями железнодорожников награжденных различными орденами и званиями. Над комплексом возвышается скульптура пролетарского вождя – Владимира Ленина. К подножью памятника кто- то из горожан возложил букет цветов.
Владимир Гвоздиков