Байкал далёкий и прекрасный
Кругобайкальская ж. д.
Со строительством Транссиба началась прокладка железной дороги вокруг Байкала. Глядя на старые фотографии, видишь, каких огромных усилий стоило нашим прадедам возводить мосты, прорубать туннели, не имея спецтехники, кранов и бульдозеров.
«Железке» вокруг озера природа отвела узкую полоску земли шириной порой всего 10-15 метров. Для пробивки тоннелей царь Николай ll пригласил итальянских специалистов, которые на участке в 100 километров пробили 43 тоннеля. Самый длинный из них протяженностью почти километр, а самый короткий – длиной всего 10 метров. Его еще называют тоннелем Желаний. Пассажирам поезда предлагают, проезжая по нему, успеть загадать желание. Железная дорога вокруг Байкала была сдана в эксплуатацию в 1905 году, и была она двухпутной. При строительстве Иркутской ГЭС железнодорожная ветка от Иркутска до 72 км. в сторону Слюдянки, была затоплена и уже в советское время (1957 г.) пришлось возводить объездную железную дорогу от Иркутска до станции Слюдянка. Оставшуюся железнодорожную ветку от станции Порт Байкал до ст. Слюдянка стали называть Кругобайкальской ж.д., входящей в состав Восточно-Сибирской железной дороги. По этому участку ж. д. всего четыре дня в неделю ходит «мотаня», так местные жители окрестили состав из двух вагонов, прикрепленных к тепловозу. В вагонах ездят местные жители, рабочие, обслуживающие пути, а основную массу пассажиров составляют туристы и отдыхающие на турбазах. Тепловоз тянет состав из двух вагонов со скоростью 20-40 км. в час. В летний период туристов особенно много. Рельсы уложены всего в пяти метрах от водной глади озера и перед взором пассажиров открываются великолепные байкальские пейзажи, которые остаются в памяти на всю жизнь. Впечатляет ныряние поезда во мрак бесконечных туннелей. Циркульные своды туннелей с замковыми камнями, на которых навечно написаны даты постройки, поражают тщательностью отделки и красотой, слитой в гармонии с окружающей дикой природой.
Взяв билет в кассе станции Слюдянка всего за 138 рублей, мы с многочисленными туристами двинулись в путь в плацкартном вагоне. Проводница Ирина Борисовна, узнав о цели нашего путешествия, охотно делилась с нами последними новостями и об интересных фактах из жизни этой «магистрали». Так мы узнали, что на остановочном пункте Привал охотника любит отдыхать железнодорожное начальство Восточно-Сибирской железной дороги и даже МПС. Здесь для них на турбазе есть катер, бассейн, баня, бильярд и шикарные номера гостиничного типа. Красота здешних мест просто неописуемая. Вода озера в этом месте настолько чистая, что дно видно на несколько метров. На одном из остановочных пунктов находится Иркутская нейтринная обсерватория. Здесь одно из самых глубоких мест на Байкале. Именно в этом месте опускались на дно глубоководные аппараты «Мир». В них однажды в 2010 году совершил погружение и Владимир Путин.
В нашем вагоне ехала и почтальон Марина, женщина средних лет, которая развозит по остановочным пунктам письма, посылки, бандероли, квитанции за коммунальные услуги местным жителям. Так два раза в неделю она ездит уже несколько лет. Ее здесь все знают и встречают на каждой остановке с надеждой получить радостную весть.
В конце июля здесь прошел ливень с градом величиной с перепелиное яйцо и селевой поток смыл на «железку» огромные скальные валуны, движение было прервано на сутки. Путейцам пришлось вызывать даже восстановительный поезд. Вот почему еще в целях безопасности пассажиров «мотаня» движется так медленно. Преодолев все повороты и туннели, мы прибыли на конечный пункт под названием Порт Байкал, где уже всех пассажиров ждал паром, что переправиться через Ангару на другой берег Байкала.
Владимир Гвоздиков
Продолжение следует